7 февраля, 2020

Но сразу дополнительный вопрос: зачем это надо и кто этим знанием хочет воспользоваться. Получается занятное исследование.

Вы лично, дорогой читатель, хотите знать будущее?

Вы тут же сами себе уточнили: «Своё — да… Наверное. Может быть. Только не…» То есть вроде как хочется, а на самом деле страшно, не очень хочется жить заранее предсказуемой жизнью, по непонятно кем написанному сценарию. Так ведь получается.

 
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" 1982-го года. Действие происходит в 2019-м.
 
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» 1982-го года. Действие происходит в 2019-м.

Честно говоря, я лично мало знаю простых людей, которые бы реально интересовались глобальным будущим, тем более специально исследовали этот вопрос. Больше того скажу, даже реальными глобальными процессами мало кто интересуется достаточно. Обычные люди воспринимают мир таким, какой он есть в зоне их досягаемости, в зоне их интересов и ответственности. И чаще уже когда это происходит и произошло. Когда то или иное явление и событие отразилось на их личной жизни.

Почти все мы, кроме продвинутых профессионалов, мыслителей и гениев-провидцев, будущее представляем в довольно урезанном виде. Что-то изменится, машины будут летать и смартфон будет голографический в виде прозрачного стеклышка. И я буду в шезлонге на вилле, а робот будет подносить напитки. А все остальные элементы мира как бы растворяются или остаются в сегодняшнем виде.

Да оно и понятно. Ведь, чтобы представлять что-то в деталях, нужно обладать опытом, знаниями, комплексным мышлением и большим временем для сбора деталей в единый образ. И большим объёмом полотна для хранения этой информации, будь то книга, фильм или картина. Хотя даже хорошие фантастические кинокартины часто грешат недоработанностью: что-то сверхфантастическое, а что-то как будто замерло в развитии.

Выходит, что будущее могут представить себе более-менее адекватно те, кто профессионально или очень по-любительски, любя, занимается прогнозированием, выстраиванием картины грядущих миров.

Это футурологи, фантасты, и некоторые технократы-визионеры.

Я, например, когда писал фантастический роман «Эмигрант с Земли», полностью выстроил возможный мир с малейшими деталями. Мой образ будущего наполнился содержанием и видением нюансов, взаимосвязей, глобальных процессов. И все последние годы я во многом просто узнаю когда-то описанное мной. Естественно, немного видоизменённое.

Тогда что получается? Любой читатель и зритель фантастических произведений тоже может видеть будущее? Да. И многие его в самом деле видят и тоже узнают отголоски того или иного предсказания в реальности. Ведь в голове у каждого сотни образов грядущего.

И никогда, повторяю, никогда, будущее не сбывается в точности, как кто-то его предсказывал. Это просто невозможно в нашем сложнейшем мире.

Так что предсказатели предсказывают только маленькие эпизоды или общие тенденции.

Но у каждого художественного произведения своя задача, не связанная с тем, чтобы предсказать. Большей частью, чтобы уберечь нас, человечество, от тех или иных возможных ошибок. Или глубже, в иных условиях раскрыть природу человека, его суть, сущность, его нравственные и моральные качества. Или хотя бы мотивировать к знаниям и делам.

Да и опять же, если всё показывать совершенно непохожим на день сегодняшний, откликнется ли тогда что-то в нашей душе? Или мы будем считать происходящее в сюжете чем-то далёким и абсолютно чужим? Тогда смысл сочинения?

 
 Кадр из фильма "2001 год: космическая одиссея" (1968 год)
 
Кадр из фильма «2001 год: космическая одиссея» (1968 год)

А вот технократическое, специализированное исследование и прогнозирование будущего намного действенней и… опасней.

Кто хочет управлять будущим? Правильно, те же, кто управляет настоящим. Это политики, военные и главы транснациональных корпораций. Кто главный заказчик ПЕРСПЕКТИВНЫХ разработок? Военные комплексы стран, сами государства (как власть) и монстры бизнеса, диктующие моду и тенденции.

 
Боевой лазерный комплекс «Пересвет» Фото из открытых источников.
 
Боевой лазерный комплекс «Пересвет» Фото из открытых источников.

Вот они-то, получается, и делают наше будущее настоящим. Таким, какое оно есть.

Хорошо это или плохо, зависит от последствий. Но эти структуры — мощнейший двигатель прогресса. У них деньги, кадры и возможности.

В итоге, мир всё стремительней меняется и становится совершенно непредсказуемым. Точнее, чаще вопрос ставится так: пан или пропал. И, к сожалению, глобальные процессы настолько захватили планету, что отдельному индивиду сложно вмешаться в ход истории, куда бы он ни вёл.

Остаётся что? Только взывать к разуму и к душе каждого человека, в том числе стоящего на верхних, ответственных позициях. Этим, собственно, и занимается настоящее творчество. В том числе в жанре фантастики.

Вывод: любите фантастику, думайте, становитесь лучше. Учите детей и внуков мечтать и думать о своём и нашем общем будущем. И сами понемногу улучшайте и совершенствуйте мир вокруг себя по мере своих сил и возможностей.

>