15 февраля, 2020

Идея продуктопровода родилась у меня лет 30 назад, когда я сочинял фантастику и придумывал всяческие идеи и сюжеты. И вот сейчас решил сделать ещё раз краткий обзор по теме и вернуться к идее на новом уровне.

Вернуться заставляет поступающая информация и её синтез, происходящий в моей креативной голове. Как говорится, пришло время.

Перед тем как писать статью, я прошёлся по библио… да нет, слава прогрессу, всего лишь по интернету, чтобы освежить данные. И с удивлением, но предсказуемо, узнал, что не я один такой умный, кто пришёл к такой или подобной идее. В конце статьи будет списочек источников на информацию.

Начнём с Hyperloop

Как многие знают, гениальная, но совсем не свежая, если читать фантастику и научно-популярные журналы ещё прошлого века, идея пневмопоезда Илона Маска сильно тормознулась в реализации. Злые языки поговаривают, что все проекты Маска делаются для пиара, отмывания госбюджетов США и просто мошеннические. Ладно, пока это оставим.

Но всё же гиперлуп столкнулся… с трудностями технического плана. То там вакуум не создать как надо, то тележки искрят, то ещё что. Но факт, что нигде пока поезд не запущен и близко. Просто «движуха» и шумиха продолжается.

 
Будет? Но позже...
 
Будет? Но позже…

И вот исходя из этого, я предлагаю дать проекту второй шанс — начните, ребята, с перевозки грузов, а не людей. Трубу можно сделать меньшего диаметра, капсулы не обязательно герметизировать, скорость не надо космическую. То есть, то же самое, но гораздо проще и дешевле.

И в этой связи хотелось бы сразу обратиться а отечественным инвесторам, крупным предпринимателям — займитесь. Возьмите проект в свои руки. Зачем вам Маск? Наши умельцы всё придумают и сделают, дайте только возможность. А чтобы не конкурировать, привлечь надо все компании, связанные с грузоперевозками. Чтобы их не ущемлять, а работать в перспективном направлении.

Почему это перспективно

Видите вы ли нет, но мир сейчас идёт к упрощению и экономии ресурсов. Чтобы наглядно это вам доказать — возьмите в руки смартфон, если не с него читаете эти строки. А теперь подумайте, сколько аппаратуры заменил этот маленький девайс. От будильника и калькулятора до магнитофона и компьютера. Если не считать все библиотеки, которые вам доступны. Всё в одном маленьком прямоугольнике.

Таким образом, если одна труба от города до города заменит тысячи грузовых фур с неимоверным количеством топлива, металла и человеко-часов только водителей, то подумайте сами., кто-то захочет это получить?

Этот день придёт. И очень скоро. Но вот сделают это первыми капиталисты или какое-то государство, вопрос спорный. Хотелось бы, чтобы первыми были мы. У нас уже отработано частно-государственно партнёрство.

Сразу возразят — а людей куда, водителей, грузчиков? А их по-любому будут сокращать и заменять. Не труба, так беспилотный транспорт и складские роботы. Это неизбежно. Просто я предлагаю сразу сократить звено из цепочки технологического прогресса.

Плюсы и минусы проекта

Минусов идеи, то есть товаропродуктопровода я не вижу. С экологической точки зрения это будет идеальный вариант. С технологической — очень простой и малозатратный. Трубы прокатывать и прокладывать мы научились. Вариантов перевалочных узлов и станций напридумано масса. Подвижной состав тоже придумать не проблема, вариантов тысячи. Нужно просто всё инженерно соединить и, под руководством автоматики и искусственного интеллекта запускать. Если не усложнять проект сверхскоростями и герметизацией, то всё уже придумано. А вариантов системы на малых участках можно тестировать до бесконечности. То есть нужно строить основу (трубу) на каком-то стандарте, а дальше экспериментировать и менять по ходу эксплуатации. Подсказка: сразу прокладываем 3 трубы, 2 рабочих, одна опытная и резервная.

Большой плюс проекта проявится особенно для нашей страны, где большие расстояния и погодные условия. Представьте, как проще и дешевле будет доставлять посылки по трубе. Пусть даже контейнер-капсула с посылкой будет идти со скоростью 200 км/час. С Москвы до Владивостока она дойдёт за… посчитал — часов за 40. Но никак не за 2 недели. В целости и сохранности. И, я думаю, в 100 раз дешевле.

Если будут по трубе перемещаться даже негабаритные грузы, дороги могут разгрузиться чуть ли не на половину, посчитайте фуры и газели в общем потоке. Не учитывая безопасность и скорость движения.

Не надо усложнять и ждать. Надо запустить только крупный трубопровод. А по конечной доставке до потребителя можно задействовать уже имеющуюся на сегодня инфраструктуру. То есть со складов, терминалов, куда будет доставляться товар из межгородской трубы, распределять по городу местными службами доставки: курьеры, почта, дроны… И параллельно строить внутригородские ветви подобного трубопроводного типа, всё мельче и мельче, вплоть до дивана потребителя.

 
Легко и просто
 
Легко и просто

Ну и уж, если предлагать проект, то предлагать с нюансами. Смотрите, грузовик не сделаешь из абы чего, нужно всё качественное и точное. А вот для труботранспорта можно использовать… даже мусор. Например, труба внутри сделана их хорошего металла или пластика, рельсы тоже, понятно. Но вот снаружи трубу можно укрепить материалом из переработанного пластика или металла. Так же всякие бетонные или иные основания. Всё, что не горит, не разлагается и не перерабатывается — закатывать в эти крупногабаритные опоры.

 
Труба - и всё.
 
Труба — и всё.

Ну и последнее. В этой трубе или вместе с ней можно проводить все остальные современные коммуникации. И как предлагал незабвенный Маск, трубы можно покрыть солнечными батареями, при желании.

Нет, обидно, чесс-слово…

Я-то, задумывая статью, хотел с важностью заявить — дарю идею, пользуйтесь, современники. Но оказалось, уже даже проектируют и пробуют.

А это значит, что моя идея (да, моя, я её придумал и продумал независимо от других) всё-таки рано или поздно превратится в реальность и будет нам полезна.

Итак, вот что я обнаружил на сегодня. Если заинтересовало, пробегитесь.

 
Финская разработка капсулы. Фото из открытых источников
 
Финская разработка капсулы. Фото из открытых источников

Уже думают серьёзные люди о доставке внутри домов- https://rusdrone.ru/news/Tovaroprovod-ili-pitstseprovod/.

А вот про пневмотранспорт и пневмодоставку, начиная с середины 19-го века — https://www.popmech.ru/technologies/47574-pnevmaticheskaya-pochta-printsip-deystviya/ Так что Маск опоздал на полтора века.

Мой коллега размышляет — https://zen.yandex.com/media/id/5dba8a268600e100ae49602b/probki-ostanutsia-v-proshlom-a-tovary-stanut-deshevle-5dce6a15418cd54d70f2be60

В 2008-м даже появилась компания в Лондоне, Foodtubes, вот их ролик. Правда, больше о них не слышно. Как и ожидалось, их наверняка не допустили на рынок грузоперевозчики и автогиганты. Капитализм проклятый, что делать.

 

Остаётся начать

Предлагаю всем заинтересованным сторонам, что перечислил выше, взяться за разработку, на основе уже имеющихся проектов и принципов, нового выгодного вида транспорта. Не гиперлуп, но намного полезней и реальней.

Хочу, чтобы В НАШЕЙ СТРАНЕ, вдобавок к нефте- и газопроводам, к водопроводам, появился ещё и товаропродуктопровод (ТПП). Иначе снова придётся покупать у кого-то технологию и терять время.

>